НОВЫЕ ЗНАНИЯ – КАЖДЫЙ ДЕНЬ: куда обратиться, если вам навязывают дополнительные услуги
Навязывание услуг запрещено законом. Несмотря на то, что гражданам российским законодательством предоставлена свобода в заключении соглашений и дан запрет на обвязывание купить товар или услугу вместе с другой, покупателю нередко приходится сталкиваться с ситуацией навязывания дополнительных услуг.
Навязывание услуг – это понуждение потребителя завизировать устный или письменный договор о приобретении помимо нужных товаров или услуг дополнительного платного блага.
Пункт 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) говорит о том, что навязывание услуг - это обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Но не каждая дополнительная услуга является навязанной. Если она является добровольной и не нарушает предоставленных потребителю законом прав, то основания для оспаривания ее в суде отсутствуют.
Важно! Дополнительная услугу должна быть письменно оговорена.
Ответственность продавца (исполнителя) за навязывание услуг.
Навязывание услуг является нарушением права потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг), закрепленного в том числе п. 1 ст. 421 ГК РФ, и влечет возмещение убытков, причиненных потребителю, в полном объеме (п. 2 ст. 16 Закона).
Помимо этого, суд может возложить на продавца обязанность компенсировать потребителю моральный вред (ст. 15 Закона) и выплатить ему, наряду с основной суммой, штраф в размере 50% от этой суммы (п. 6 ст. 13).
Продавец (исполнитель) вправе предложить потребителю дополнительные услуги при условии, что потребитель:
-письменно подтвердил свое согласие;
- не ограничивается в правах, предоставленных ему законодательством о защите прав потребителей.
Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
За несоблюдение указанного правила продавец (исполнитель) может быть привлечен к административной ответственности.
С письменной жалобой о нарушенных правах нужно обращаться в территориальный орган Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (Роспотребнадзор) по адресу: г. Новосибирск, улица Челюскинцев, 7а.